О насМетод монтессори → Прививка от вредных советов психологов типа меня

Прививка от вредных советов психологов типа меня

Методология наукиДля того, чтобы разбираться в психологических статьях и советах психологов совершим небольшой экскурс в методологию науки. Психика человека сложная и загадочная штука. А психология молодая и неокрепшая наука. Задача психологии, как и любой науки – создавать причинно-следственные связи, объясняющие этот загадочный мир, а именно ту часть мира, что связана с людьми, с их внутренним миром. 

Изучая человека, мы не можем сразу говорить о всей психике, а можем лишь построить модель (теорию), которая будет описывать ее, акцентируя на определенных вещах (деятельность, отношения, эго, когниции и т.д.), которые мы считаем самыми значимыми и влияющими на жизнь человека. Теория никогда не будет полностью верной, как карта, которая не может быть идентична местности. В какой-то момент мы придумаем более точную карту. Но пока метод сможет с определенной вероятностью предсказывать то, как будет вести себя человек, что он будет чувствовать, о чем думать, что поможет ему избавиться от страданий – мы будем пользоваться этим методом. Поэтому в психологии много разных методов и теорий, и все они по-своему верны (хотя некоторые и не очень). И если кто-то говорит, что только один определенный метод является по-настоящему правильным, а все остальные методы никуда не годятся, то к этому человеку стоит относиться подозрительно.

 

В своих статьях я расскажу про разные психологические теории и исследования, которые могут помочь педагогам и родителям в вопросе воспитания. Но это не значит, что это истина. Это только способ говорить о психике и что-то делать с воспитанием детей, опираясь на научные теории. И те теории, которые я буду описывать, на мой взгляд, практически полезны и находятся в сфере науки. Я опираюсь на них в работе с детьми.

 

Итак, 5 практических советов, как отличить хорошую психологическую теорию от плохой:

 

1.  Теория не может быть полностью верной. Со временем появится более верная теория. Теория хороша, пока она практически полезна. 

2. Объяснение должно быть реалистичным и простым. Плохой пример, это объяснять скандалы ребенка “марсом в упадке”.  

3. Принадлежность, к какому-либо типу или классу ничего не значит. За каждой классификацией должна стоять теория с экспериментами и исследованиями. “Соционики” и “дизайны человека” с наукой не имеют ничего общего. 

4. Теория должна быть логически проста и понятна. И она должна вам откликаться. Соотноситься как с примерами из жизни, так и с экспериментами ученых. 

5. В психологии есть три отдельных направления: 

       - Динамическая психология (психоанализ, неопсихоанализ, юнгианский анализ, динамическая терапия, личностно-ориентированная терапия и т.д.).

       - Когнитивно-поведенческая психология (бихевиоральная, когнитивная, акт, майндфулнес и т.д.).

       - Экзистенциально-гуманистическая (гуманистическая, экзистенциальная, гештальт).

 

Различные методы будут входить в одно из трех направлений. Если вы читаете про что-то самобытное и очень крутое – скорее всего это не так.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

08.01.2023

Комментарии

  • Богданов Павел
    Спасибо за обратную связь. Всегда интересно читать комментарии. Много было комментариев про астрологию.
    Мое мнение: что помогает человеку - то хорошо, но не всегда.
    В 1978г. психолог Мармор провёл исследование разных направлений психотерапии и обнаружил общие факторы, которые влияют на улучшение состояния клиентов вне зависимости от метода психотерапии. А потом пошёл дальше и провёл исследование факторов, которые влияют на успешность методов далеких от психотерапии. И получилось, что на улучшение состояния человека влияет:
    1. Контакт и поддержка специалиста.
    2. Объяснение (все ваши проблемы из-за…). Причём объяснение может быть любое (опять же, «марс в упадке»)
    3. Снятия ответственности (дело не во мне, а в… моем психотипе).

    Это помогает снизить напряжение, улучшить состояние, снизить интенсивность симптомов.
    На первое время.
    Дальше все вернётся, но кому-то может быть и этого достаточно. Взрослый человек сам может выбрать, что ему нужно.
    Но в работе с детьми я бы не стал опираться на системы не связанные с педагогикой и психологией.

    Отдельное спасибо за упоминание К.Поппера. Он классный!
    Кстати, если использовать критерий фальсифицируемости теории, то и у многих психологических теорий, например, психоанализа будут проблемы.
    Кому интересна тема методологии, могу порекомендовать книгу В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс».

    П.С.: нормально там все с запятыми. Только одна опечатка, чего ругаете-то)
  • Катя
    Есть метод Карла Поппера проверки теории на научность: если теорию нельзя опровергнуть, то она Не научна. Нет такого эксперимента, который провалившись бы доказал, что астрология врет, поэтому это и не наука.
  • Тоня
    Была удивлена комментариям. Коллеги, вы серьезно объясняете истерики детей астрологией?
    Это странно, учитывая, что это даже не наука. А тот же Монтессори-метод все же подкрепляется научной парадигмой.
    Я не говорю, что астрология - это что-то ужасное, но вроде как в статье пример определённый приведён.
  • Okinawa
    Всё правда. Однако стоит отметить, что пример про Марс в упадке не самый удачный: для человека, который верит в астрологию, объяснение "Марс в упадке" - вполне себе логичное и простое:) А ещё пассаж про "принадлежность к типу ничего не значит" немного противоречивый получился. Наверное, имелось в виду "типологии, научность которых не доказана экспериментами, ничего не значат". Есть же и признанные наукой классификации, и вот в них принадлежность к типу всё-таки что-то да означает.
    Ну и ещё немного трудно доверять тексту, в котором запятые так и норовят встать между подлежащим и сказуемым. Как будто писали на отстань, читателя особо не уважая. Впрочем, это уже не имеет отношения к психологии. Или всё-таки имеет?:)
  • Надежда
    В модели Гордона Ньюфелда есть замечательная карта зрелости, чем больше подгружаюсь, тем больше детализирую это множество знаний, в которых он нашёл общее и сформулировал целостный подход развития и связность психологических процессов зрелости, динамик отчуждения, противления и застенчивости, особенностей восприятия информации, проявлений сепарационного комплекса, «диагнозов» друг с другом. Он идёт подобно Монтессори подходу от общего к частному. А вы все ещё «рассматриваете слона по кусочкам» и отдельные детали пазла.
    Детали в статье « Особенности комплексного эволюционного подхода на основе привязанности.
    Обзор модели Ньюфелда»
  • Юлия
    При всем уважении к автору, не могу не признавать, что есть наука астрология. И это древнейшая наука и вкупе с психологией многое объясняет в поведении людей) это про "марс в падении".

Написать комментарий