Письменная речь как визуализация языка дошкольником

25/10/2017
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП
https://www.prodigygame.com/main-en/blog/writing-activities/
Письменная речь как визуализация языка дошкольником: предпосылки, этапы и механизмы становления в дошкольной монтессори-группе. Опыт построения системы материалов.

Дети пишут по той же причине, по которой разговаривают — чтобы стать частью сообщества.

При этом важно, что письмо – это, в первую очередь, выражение своих мыслей и идей в графической форме, а не каллиграфически правильное изображение букв в орфографически или фонетически верной последовательности.

Развитие устной речи ребенка происходит через впитывание звучащей вокруг речи взрослых. Ребенок слушает звуки, подражает артикуляции, лепечет, наполняет свой лепет смыслом. Первые произнесенные ребенком слова не очень похожи на слова, которые произносят взрослые люди. Одно слово или даже один слог могут нести смысл целого предложения.

Когда ребенок в основном овладел устной речью и у него сформировались основы концепции знака (изображение как знак предмета, предметы-заместители в игре как знаки реальных предметов) – он готов перейти к письменной речи.

Практически одновременно у ребенка проявляются два процесса: каракульное письмо и рисование историй.

Сама идея изображения речи рождается из рисования и сходна с рисуночным письмом древних людей. В то же время ребенок видит письменную речь вокруг себя: в книгах, в различных материалах монтессори-среды.

Когда ребенок учится говорить, мы обязательно говорим с ним, побуждаем его отвечать нам и не критикуем, когда он произносит не членораздельные слова и фразы, а лепечет отдельные слоги или упрощенные детские слова. Наоборот, мы показываем ребенку, что мы его поняли, чтобы поддержать стремление к речи. Когда ребенок проявляет интерес и стремление к освоению письменной речи, наше поведение может быть совершенно аналогичным. Ребенок пишет каракули, мало похожие на буквы и слова, но он вкладывает туда свой смысл. И он может вам рассказать, что и в каком месте его каракулей он написал. Важно поддержать такое «письмо» и стимулировать его. Он «рисует» свою историю – мы можем просить его эту историю рассказать, прокомментировать.

Если продолжить аналогию развития письменной и устной речи, мы придем к тому, что в среде необходимо создать следующие условия.

  1. Образцы для подражания. Взрослые часто пишут (руками, не на клавиатуре) на глазах у ребенка, сообщают ребенку содержание написанного.
  2. Источники для впитывания письменной речи. Вокруг много готовых надписей, коротких текстов, содержание которых может быть понятно ребенку из контекста.
  3. Мотивирование к письму. В среде создается большое количество стимулов для собственных записей, начиная от подписывания своих работ, написания записок педагогу и другим детям и заканчивая созданием собственных текстов. При этом принимается любое письмо ребенка: рисуночное, каракульное, буквенное любой степени грамотности.

Овладение специальными инструментами письменной речи происходит, постепенно вытесняя «письменный лепет».

  1. Звуковые игры – работа ребенка по отделению звукового состава слова от его смыслового содержания, а также обобщение различных вариантов произнесения того или иного звука, формирование «эталонов» речевых звуков (по аналогии с сенсорными эталонами), выделение последовательности звукового состава слова.
  2. Введение шершавых букв – знаков для обозначения звуков речи. Здесь начинаются вопросы и возникают разные варианты. Русский язык не является фонетическим, то есть в нем нет полного соответствия букв и обозначаемых ими звуков.
    • Твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной и той же буквой
    • Есть «йотированные» буквы, которые могут обозначать как два звука (j и гласный о,а,у,э), так и один гласный звук с одновременным обозначением мягкости предшествующего согласного.
    • Буквы «ь» и «ъ» сами по себе не обозначают звуков
    • Кроме того, буква может обозначать иной звук в «слабой» позиции.
  3. Работа с подвижным алфавитом – соотнесение звука и буквы в конкретных словах.

Мы пошли следующим путем.

Первый этап.

  1. Шершавые буквы (кроме «ь» и «ъ») вводятся в одном (основном) значении. Согласные связывают с твердым звуком (если есть парные варианты). Демонстрируют работу с подвижным алфавитом на составление слов, при этом предлагаются простые слова, в которых не возникает расхождения между предъявленным ранее значением буквы и звуками в предложенном слове.
  2. Проводится дополнительная звуковая игра на сопоставление твердого-мягкого звука в разных словах. Заканчивается это сопоставление демонстрацией общей буквы для обозначения этих звуков. После этого ребенку предлагают для составления из подвижного алфавита слов типа «лиса» или «кит».
  3. Йотированные буквы показывают позже остальных и связывают с парой звуков (j+гласный). Из подвижного алфавита составляются слова типа «елка» и «юла».

Второй этап. 

Другие варианты соотношения звук-буква предъявляются при чтении.

  1. Розовая серия для чтения – буква читается в соответствии с ранее введенным вариантом.
  2. Зеленая серия – йотированные буквы после согласных.
  3. Голубая серия - все прочие варианты несоответствия, «ь» и «ъ».

Все эти инструменты осваиваются ребенком параллельно с активным письмом и постепенно включаются в «письменный лепет», делая его все более и более членораздельным и довольно грамотным.

Предложенная система материалов и последовательности работы по освоению письменной речи, основа которой была создана в г. Снежинске в 90-х годах, прошла апробацию во многих российских монтессори-группах и развивалась на протяжении более 20 лет.

Н.Н. Смирнова, ОЧУ ДПО «Международный институт Монтессори-педагогики», учредитель

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв