О насМетод монтессори → О сказках

О сказках

Диалог учредителя Смирновой Н.Н. со слушателем (монтессори-педагогогом) МИМП:

- Хочу высказать свою точку зрения по поводу сказок. Сказки нужны, они необходимы - как народные, так и авторские. Во многих сказках есть положительный герой - так дается знание о добронравном поведении, о милосердии, о причинно-следственной связи между поступком (действием) и результатом, пусть хоть и идеализированном. С точки зрения, морали, понятий добра и зла, хорошего и плохого - именно сказки в своих гиперобразах, и дают основу этого осознания, понятия. Развитие и понимание родной речи - это вторая цель сказок. Та же бедная Курочка Ряба - сказка с ПРАВИЛЬНЫМ порядком слов в предложении!!!! Она учит ребенка слышать нормы устной речи! А разнообразие эпитетов, прилагательных, описаний, образов - это развивает воображение и умение красочно выразить свои мысли. Небылицы - как они учат ребенка правильному миропорядку! Через юмор, смех, ребенок понимает, что море - не горит, лягушки не летают и проч.

 

- Ну что ж, давайте разбираться.

1. Вы говорите, что во многих сказках есть положительный герой - и так дается знание о добре и зле. А как быть с "Иваном-царевичем и Серым Волком"? Нарушить договоренности и все забрать себе? Или с Емелей "По щучьему велению - по моему хотению"? Нужно сидеть на печи и просто в нужный момент удачно поймать свою щуку. Нет, в сказках, как и в жизни, все по-разному. Но учится ребенок именно тому, что видит в жизни. Сказочное остается в сказках. Может быть, для понимания ребенком милосердия и причинно-следственной связи между поступком и результатом - важнее жить по этим правилам? И включать ребенка в эту жизнь? Больше того, если мы с Вами говорим о маленьких детях - то они не понимают "гиперобразов", они не понимают метафор. И не переносят услышанное в сказках на себя.

Tales

2. Развитие и понимание речи - вторая цель сказок. А что, нигде кроме "Курочки Рябы" ребенок не слышит правильного порядка слов? Тогда это НЕ правильный порядок. Правильный порядок - это тот, на котором говорят окружающий ребенка люди, тот, с помощью которого он сам может быть понят окружающими.

3. "Разнообразие эпитетов, прилагательных, описаний, образов развивает воображение". Скорее наоборот. Для восприятия всего этого нужно развитое воображение. Но в любом случае, сказки - не единственный вид словесного творчества. Можно читать Чарушина, Бианки, Пришвина...

4. Через юмор и смех ребенок понимает, что море не горит, а лягушки не летают. Для того, чтобы воспринять этот юмор, ребенку как минимум нужно видеть море и лягушек и знать, что море не горит, а лягушки не летают. Иначе совсем не смешно.

Я совершенно не против сказок. Я за то, чтобы все в жизни ребенка было вовремя. Чтобы привычные нам схемы не воспроизводились просто потому, что так было всегда. Чтобы мы задумывались над тем, что на самом деле происходит с ребенком, учились наблюдать и анализировать без предвзятости.

25.11.2017

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий