О насМетод монтессори → О самостоятельности…

О самостоятельности…

Педагог тоддлер-группы монтессори центра "Непоседы", г. Сочи, преподаватель МИМП Дравненко Алла.

Сегодня я хотела бы поговорить о формировании навыков самообслуживания у детей раннего
возраста, а именно от 1 года до 3-х лет. Почему возникло это желание? Вот уже 13 лет я работаю в
тоддлер-классе и заметила печальную тенденцию: с каждым годом ко мне в группу приходят дети,
которые в своём арсенале все меньше и меньше имеют навыков самообслуживания, ухода за собой. При
беседе с родителями выясняется, что кто-то из взрослых не придаёт значения этому моменту, считая, что
важнее заниматься интеллектуальным развитием малыша. Такие родители, как правило, с гордостью
рассказывают, что их дитя в 1г 8м уже узнает и показывает цифры и буквы, занимается английским
языком… Есть другие мамы и папы, которые искренне верят, что ребёнок пойдёт в садик и, видимо,
внезапно научится одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, ходить на горшок… Конечно, педагоги
научат ребёнка самостоятельно и есть, и одеваться, и на горшок ходить, только в этом случае я
предлагаю взрослым признаться себе по-честному, что в данном вопросе они свою родительскую
ответственность перекладывают на педагогов.

Итак, почему же, на мой взгляд, так важно уже в раннем возрасте (с 9-12 месяцев) формировать
навыки самообслуживания у детей.

Начнем с личностного развития. На мой взгляд, личностное развитие – это развитие
самостоятельности и независимости. Еда и одежда – это то, что для ребёнка составляет основу его жизни,
и это то, чем он, по сути, занимается целый день. Когда ребёнок становится независимым в бытовых
навыках, он начинает совершенно иначе относиться и к себе, и к окружающим, и к миру вообще.

На встречах с родителями я часто предлагаю вспомнить рассказ Салтыкова-Щедрина «Два
генерала» и обсудить, у кого же свободы и независимости больше: у мужика или генералов? Обычно
возникают жаркие споры и диспуты, но в конце обсуждения родители приходят к мысли, что не хотели
бы, чтобы их ребёнок был беспомощным и зависел от взрослого. Как этого можно достичь? Через
самостоятельность! И начинается она с формирования навыков самообслуживания.

Приблизительно к 1 году у ребёнка появляется прямохождение, и в это же время начинает
проявляться интерес к формированию новых действий. Это ли не благоприятная среда для развития
умения держать ложку, вытирать нос, делать попытки снять с себя одежду…? Конечно, взрослым проще
делать всё самим: накормить, одеть, раздеть, но что в действительности родители получат через 2 - 3
года? Возможно, раздраженную маму, которая продолжает все делать за ребёнка и безумно устает; и
ребёнка, который потерял интерес и желание проявлять свою инициативу в области самостоятельности.

Опираясь на свой многолетний опыт работы с маленькими детьми, я с уверенностью могу
утверждать, что дети в раннем возрасте могут делать самостоятельно очень многое. Самое главное –
предоставить им такую возможность, «…не чинить препятствия на пути развития ребёнка» и, конечно,
набраться терпения! Терпение – одна из важных составляющих в формировании навыков
самообслуживания, потому что когда малыш только начинает осваивать тот или иной навык, взрослые
должны быть готовы к тому, что на действия, которые раньше с помощью родителей совершались легко
и быстро, теперь потребуется гораздо больше времени.

Очень часто мамы хотят помочь ребёнку быстрее справиться с возникшими трудностями в
одевании, раздевании, принятии пищи…, тем самым лишая детей радости от самостоятельного
преодоления сложности, которая возникла перед ними. Посмотрите на Аделину, которая пытается
надеть платье (видео №1): получается не сразу, но сколько радости на лице у ребёнка, когда у неё все
получается! Разве не стоит эта радость потраченного взрослым времени и терпения?

А ещё, опять же опираясь на свой личный опыт, хочу заметить, что часто родители не верят в то,
что их маленькие дети способны самостоятельно выполнить то или иное действие. Позволю себе не
согласиться с этим расхожим мнением. Посмотрите на Мирославу (видео №2, 3, фото №1), которая в 1г 6м
не только сама наливает себе суп, старается правильно держать ложку, счищает с тарелки остатки еды,
но и, самое главное, оценивает температуру пищи! Это ли не доказательство того, что наши дети могут
намного больше, чем думают взрослые.

Есть ещё один немаловажный момент: многие родители не знают, как научить ребёнка
раздеваться, выворачивать одежду, держать ложку, чистить нос… С этой целью мы проводим встречи с
родителями (индивидуальные и групповые), на которых не только рассказываем и показываем
родителям как презентовать надевание куртки, чистку носа, выворачивание одежды…, но и предлагаем
родителям на себе опробовать эти презентации. Я не буду описывать в этой статье подробно каждую
презентацию. Я предлагаю посмотреть видео детей тоддлер-группы, которые продемонстрируют
некоторые навыки самообслуживания.

И напоследок хочется напомнить всем родителям, что посвятив сегодня время тому, чтобы
научить ребёнка навыкам самообслуживания, вы облегчаете жизнь всей семье в будущем!

20.02.2020

Комментарии

  • Марина Балехова
    Очень важная тема, я сама когда то давно как мама никогда не заморачивалась этим, все развивала и развивала дочь во все стороны, а жизнь показала с уже выросшим ребенком, что его самостоятельные простейшие навыки - ключ ко всему в дальнейшейшей взрослой жизни!

Написать комментарий