О Марии Монтессори
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье инженера строителя Алесандро Монтессори и Ренильды Стоппани. С 1875 года постоянно жила в Риме.
Мать происходила из образованной семьи, но сама образования не получила – женщине в Италии тех лет это было не положено. Она мечтала о женской свободе, поэтому своей единственной дочери она с детства заложила мысль о возможной карьере и в дальнейшем всегда поддерживала все ее начинания. Отец был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной и тянулась к знаниям, он, как и большинство людей считал, что женщинам образование не нужно, но его мнение не было решающим.
Поддерживаемая матерью и ее братом Антонио Стоппани, Мария пошла в школу, а затем поступила в Политехнический институт Леонардо да Винчи.
В школе Марии не нравилось: «Там учили, но не образовывали» – вспоминала она позже. Ее больше всего привлекала математика и техника, и в десять лет она решила стать инженером. Ее увлечение было настолько сильным, что даже в театр она ходила с учебником математики.
Поощряемая матерью и дядей, Мария росла самостоятельной, самоуверенной, убежденной в своих способностях сделать в жизни нечто важное. Примечателен факт, что в детстве, серьезно заболев, Мария успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». Благодаря этой убежденности в своей высокой предназначенности, и своему упорному настойчивому характеру, она оказалась единственной девушкой, зачисленной сначала в Политехнический институт, а потом и в Медицинскую школу при Римском университете.
Несмотря на упорное нежелание ректора учить единственную студентку, издевательства со стороны студентов-мужчин и явную дискриминацию, Монтессори в 1896 году получила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом.
Она начала частную практику, но у нее дела шли плохо, так как люди не доверяли ей как врачу, потому что она была женщиной.
И тут судьба сталкивает ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщательно переписывая в толстые тетради . Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводит занятия по особой методике, то «из ста идиотов 25 становятся по сути нормальными детьми». Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофенической школы «для укрепления умственных способностей» и в 1898 году она становится ее директором. Ей поручили воспитание детей-идиотов, от которых отказались родители, а государство, взявшее их под свою опеку не заботилось о них.
Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Мария Монтессори все изменила и практически доказала, что даже умственно отсталые
дети поддаются воспитанию и обучению, не хуже, чем нормальные, все дело в подходе.
И здесь мне хочется сказать о широко распространенном мифе о Монтессори-педагогике:
Эта педагогика – для детей с отклонениями в умственном развитии
Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей и с удесятеренной – у одаренных. В том-то и дело, что все методы, которыми М.Монтессори пыталась добиться реальной детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их.
Поскольку в нашей стране единой системы работы с любыми детьми, к сожалению, не родилось (если не считать отдельных методов), то государство и посеяло миф о том, что Монтессори-педагогика – это педагогика для больных, а обычным ребятишкам в таких детских садиках и школах делать нечего. В курсе истории педагогики для студентов педагогических вузов в единственном абзаце о системе саморазвития детей в специально подготовленной среде, которую создала Мария Монтессори, так и написано: “...это педагогика для детей с ограниченными возможностями”. Но в том-то и дело, что центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является понятие саморазвития. А оно объективно происходит с каждым ребенком. Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений детей на том или ином этапе жизни. И нет в этой педагогике понятия “ребенок должен”. Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его просьбе. При этом специально созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Потому что у них, как считают психологи, преобладает интеллект операционально-технический. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей. Но не надо думать, что в жизни любого ребенка, даже самого одаренного, нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться.
Эта деятельность принесла ей успех в обществе, но она была вынуждена оставить пост в Ортофреническом институте и поступила снова в Римский университет, чтобы изучать там
антропологию, психологию и педагогику.
Причины этой перемены не ясны. Многие исследователи приписывают это ее желанию сделать карьеру в образовании. Д. Ландрам считает, что здесь личная причина: в 1898 году Мария родила сына от своего помощника по Ортофренической школе, но поскольку, брак не состоялся, ей пришлось отдать ребенка приемным родителям, чтобы иметь возможность продолжить карьеру в католической Италии. Вынужденная разлука с сыном и последовавшее вскоре за этим предательство ее любимого, вынудили Марию бросить все и начать карьеру сначала.
Итак, не имевшая возможности воспитывать самостоятельно своего сына, Мария Монтессори интуитивно перенесла свою заботу на обездоленных детей Сан-Лоренцо, которых объединила
позже в «Каса де Бамбини» – «Дом ребенка». Как ни грустно это звучит, но именно эта личная трагедия – разлука с сыном привела ее к открытию того метода, который лег в основу всех детских садов и школ Монтессори в мире.
Первый «Дом ребенка» был открыт в январе 1907 года, в нем было 50 неуправляемых детей от двух до шести лет. И у Монтессори появилась возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребенка.
Многие ее коллеги были удивлены тем, что она согласилась на роль учительницы в бедном районе; она, доктор медицины и полный профессор! Но меньше чем через два года, когда ее метод прославился на весь мир, им не оставалось ничего как только снова удивиться; на этот раз - таланту этой женщины.
В 1901 году в Италии выходит ее первая книга, основанная на опыте и примерах «дома ребенка» – «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие
другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. У Монтессори появилось множество последователей (в том числе Ю.И. Фаусек, которая в дореволюционной России организовала сеть детских садов Монтессори и всячески проповедовала ее учение). Книга привлекает внимание сторонников свободной школы. Дочь Л.Н. Толстого Т.Сухотина-Толстая пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.
Новаторских педагогических идей в то время носилось в воздухе немало. Но в отличие идей детоцентристов М Монтессори ищет способы организации педагогического процесса. М. Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей.
Кроме написания книги, Мария Монтессори постоянно читала лекции по своему методу. Она любила и умела это делать.
Ее слушатели вспоминали, что она всегда обладала властью над аудиторией, даже если говорила на чужом языке. Когда она находилась в комнате «все, кроме нее самой, терялось…».
Пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триумфальных лекций в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.
После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее государственным инспектором школ, после чего школы Монтессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее приглашают в Испанию, где Мария основывает институт. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившем ее курс в 1932 году.
К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились. Тоталитарной стране не нужны свободные, самоопределяющиеся дети. В 1932 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет гражданская война. Начало мировой войны застает ее в Англии, из которой ее интернируют как гражданина государства-противника. Спасает приглашение теософского общества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но и строит следующую школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям Пиаже, с которым дружила.
В Индии Мария не только читала лекции, но и писала свои замечательные книги, обращаясь то к закономерностям развития ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание», «От детства к юношеству», «Развитие потенциальных возможностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори возвращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще 1929 году.
Ее принимали высокопоставленные люди, она была гостьей королевских фамилий и президентов, во Франции в 1949 году ей вручили орден Почетного легиона за влияние на французское
образование. Она вела активную международную общественную и педагогическую деятельность: пропагандировала идеи движения Сопротивления, участвовала в работе конгрессов в
защиту мира, руководила «международным обществом Монтессори», которое создало сотни «домов ребенка» в разных странах, проводила специальные конгрессы.
Ее мечтой было дожить до того момента, когда метод Монтессори распространится по всему миру. Монтессори стала всемирно уважаемым сторонником детского образования и до
самой смерти в 1952 году, пропагандировала свой метод. После нее осталось много последователей, которые продолжают, и по сей день, воплощать в жизнь ее идеи.
12.03.2012
Комментарии
Или даже если с прагматической стороны - мы же все всегда проверяем профессионализм работника, которому собираемся довериться - это залог любого дела. А тут представьте вы доверяете самое дорогое человеку, который оставил свое чадо ради славы, признания и материальных ценностей.
Хоть сотнями тысяч будут измеряться благие последствия одного недостойного поступка - вывести пятна такого рода не всегда удастся.
Да, у Марии Монтессори был сын Марио. Они долгое время были в разлуке, а когда воссоединились, он был уже взрослым. Про ее взаимоотношения с сыном лучше всего почитать в полной биографии или посмотрите фильм https://www.youtube.com/watch?v=AeQxkA0-OlY.