О насМетод монтессори → О бонусах многочисленной разновозрастной группы

О бонусах многочисленной разновозрастной группы

Когда родители, выбирая для своего ребёнка дошкольное учреждение, приходят на экскурсию в наш монтессори центр, одним из первых звучит вопрос о количестве детей в группе. Услышав ответ, что детей 46, и они разного возраста, удивляются, а многие и пугаются. Приходится каждый раз рассказывать о тех бонусах, которые дети получают, посещая такую группу.


Действительно, монтессори группы многочисленны. Это позволяет ребёнку, во-первых, поупражняться в разных вариантах социальных контактов. Ведь дети вокруг все разные и с каждым нужно научиться общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации. Чем больше вариантов, тем богаче опыт! А если ещё вспомнить, что возраст детей от 3 до 6-7 лет, то ребёнок имеет возможность учиться общению со старшими, младшими и сверстниками, что позволяет в дальнейшем качественно выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные социальные отношения. А это крайне важно для создания семьи, возможности продвигаться по карьерной лестнице, строить длительные дружеские отношения.

Когда младшие наблюдают работу старших
Во-вторых, многочисленная группа даёт ребёнку возможность самостоятельно решать возникающие вопросы. Именно возможность! Если вокруг есть свободные взрослые, то ребёнок часто даже не пытается справляться сам, он сразу просит помощи и сразу же её получает, что лишает его возможности поупражняться в самостоятельном поиске решения. В монтессори группе взрослый оставляет ребёнку возможность попробовать самому: «Сейчас я освобожусь и обязательно к тебе подойду, попробуй пока сам…». Ребёнок не чувствует в этот момент себя отвергнутым, так как в большой группе взрослый всегда чем-то занят, ему действительно необходимо закончить начатое дело. Ожидание естественно и органично. В это время ребёнок пробует сам, и часто у него всё получается без посторонней помощи, что укрепляет его веру в себя! Взрослый обязательно, закончив дело, подходит к ребёнку и, если всё получилось, то радуется успеху, а если нет, то показывает способы преодоления трудности.

Возможность наблюдать за работой других

Ещё есть возможность в разновозрастной группе обратиться за помощью к старшему ребёнку. А любая презентация, полученная ребёнком от ребёнка, воспринимается гораздо ярче, чем от взрослого, потому, что взрослый всегда менее достижим, чем любой ребёнок, пусть даже старший по возрасту! Ведь он такой же, как я, он ходит в эту же группу, значит, я тоже так могу! Родители часто спрашивают о том, как педагоги завлекают детей в зоны математики и русского языка. Мы не завлекаем. Это происходит естественно. Просто дети наблюдают за старшими, видят, как они читают, пишут, считают, и тоже так хотят! И верят, что смогут!

Помощь младшему

В-третьих, разновозрастная группа предоставляет уникальную возможность прожить опыт младшего, среднего и старшего ребёнка. Это не возможно сделать в семье, так как там всегда закреплённая роль. Не возможно сделать в одновозрастной группе, так как все дети вокруг одного возраста. А в монтессори группу ребёнок приходит младшим – опекаемым, затем становиться средним, который уже может заботиться о младшем, но тянется за старшим, а потом становится старшим – наставником! Этот бесценный психологический опыт позволяет лучше понимать другого, развивает эмпатию. Именно поэтому, отвечая на вопрос родителей о том не обижают ли старшие младших, я отвечаю, что старшие заботятся о младших, потому, что в своё время тоже были опекаемы другими старшими детьми.

Совместная работа старшего и младшего

София показывает Марии цифры  (2)

А на вопросы о том, ка мы справляемся с большим количеством разновозрастных детей. Я отвечаю, что мы с ними просто живём здесь и сейчас, опираясь на монтессорийские правила и вышеперечисленные бонусы.

Гаспарова Ольга, преподаватель МИМП, психолог детского центра «Непоседы», г.Сочи

20.02.2020

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий