Неврозогенез. Как это работает и что делать?

30/01/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

В прошлых статьях мы говорили о том, что особенности детско-родительских отношений формируют предрасположенность к неврозам определенного типа. Но важно еще сказать, что помимо установки, которая формируется у ребенка, (например, при истерическом неврозе – идея, что ему все должны), у невротика в детстве будет присутствовать еще и неразрешенная психотравмирующая ситуация, которая станет первой «трещинкой» в психике. В дальнейшем по ней пойдет разлом, когда уже, будучи взрослым, человек столкнется с проблемой.

Обычно, обсуждая свою жизнь с психологом, человек вспоминает, как в детстве было больно, когда, например, его всем классом застыдили за что-то, или когда родители сильно обидели, или что-то еще… и после этой ситуации ребенок начал стараться не попасть снова в похожую. Но жизнь постоянно подкидывает эти ситуации снова. И не потому, что это какая-то карма, а потому что сам человек постоянно о них запинается, они не проработаны. Жизнь разнообразна: препятствие, через которое пройдет один человек, даже не заметив, у другого вызовет бесконечные страдания.

Как это работает?

Представьте, что есть ситуации, в которых вы всегда ошибаетесь. Например, вы не умеете считать или говорить на английском, и во всех ситуациях, когда надо что-то посчитать или сказать, вы переживете много неприятных эмоций.

Так и с неврозогенезом. Человек всегда будет спотыкаться в определенном месте и однажды споткнется сильно.

Чем помочь?

Трудно давать абстрактные советы. Я уже говорил, что каждый случай уникален, а все классификации нам только помогают ориентироваться, но не являются истиной в последней инстанции.

Но давайте разберемся в логике процесса. Ребенок, а потом взрослый, сталкивается со страданиями, которые ему тяжело пережить, потому что его опыт проживания этой ситуации был всегда неуспешным, а однажды (может и не однажды) ребенок прожил его очень травматически. Он не научился разрешать эту ситуацию, но научился не замечать ее (помогают психические защиты), научился обвинять других. А окружающие научились «подстилать соломку» и всячески потворствовать ребенку или также игнорировать проблему.

Что может сделать педагог?

1. Давать адекватную обратную связь ребенку.

Вы тоже часть его жизни. И общение с вами это значимый опыт. Вы помогаете ему адаптироваться. А успешное проживание травмирующих ситуаций - это тоже часть адаптации.

2. Обсудить проблему с родителями.

Родители хотят добра своему ребенку, но иногда проблема может не попадать в их фокус внимания. Или они не могут предположить последствий сложившейся ситуации. Вам важно это донести до них. Но запрос изначально должен исходить от родителей. Просто говорить им, что ребенка надо воспитывать по-другому – не вариант. Это “причинение добра”. Лучше спросить на личной встрече, какие они видят трудности у ребенка. Для этого важен хороший контакт, иначе откровенного разговора не выйдет. И когда прозвучит запрос от родителя, можно поделиться тем, как вы решаете эти трудности в саду. Можно обсудить, как действовать иначе или предложить обратиться к психологу, чтобы с ним проработать стратегию коррекции поведения.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв