Ненасилие в системе образования
Хочу начать эту статью со слов Астрид Линдгрен, у которой 14 ноября был день рождения:
«Меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «больше строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости».
Астрид писала о ненасилии, ведь в 70-е ещё во многих странах Европы практиковались физические наказания.
Она проводила в пример историю одной мамы:
«Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!».
Ребенок подумал, что мама просто хочет причинить ему боль. Как тонко! Мало кому удаётся посмотреть на ситуацию глазами ребёнка.
Но насилие бывает не только физическим. Заставлять кого-то что-то делать против его воли - это тоже насилие.
А заставлять кого-либо делать то, что он не может, еще и наказывать за это - это насилие в квадрате.
Об этом новый закон о дошкольном образовании. Это очередная легализация насилия и подчинение свободной воли.
Нам нужно найти свои камни и положить на самое видное место в Монтессори-классах, в педагогических вузах, в государственной думе.
И даже если мы не сможем повлиять на курс, который выбирала власть в нашей стране, «то что мы можем сделать у себя дома, так это показать им, что есть и другой путь прожить нашу жизнь — и это любовь и понимание».
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
15.11.2022
Комментарии
Ни в каком.
Ребенок в дошкольном возрасте не способен соответствовать предписаниям данной программы.
И как следствие, многие дети не смогут соблюдать регламент.
И педагоги будут использовать различные способы влияния на детей, чтобы они слушались.
Достаточно часто тут возникают наказания.
За невозможностью ребёнком просидеть 20 мин на уроке, последует попытка заставить ребёнка поучаствовать в нем.
Если нет интереса ребёнка, то это можно сделать с помощью двух методов, используемых в государственной системе образования:
1. Позитивное подкрепление
- похвала
- оценки (звездочки) и т.д.
2. Негативное подкрепление
- упреки
- сравнение с другими (все занимаются, а ты нет).
- давление ( у нас сейчас урок, все дети должны заниматься).
- пересаживание на отдельный стульчик ( посиди тут, чтобы не мешать).
- угрозы (если ты будешь мешать, я тебя выгоню из класса).
- могут быть еще более травмирующие действия педагогов.
Даже выговоры и упреки - уже наказание для ребёнка. И могут быть травмирующими для его психики, если происходят регулярно.
Богданов Павел.