О насМетод монтессори → Ненасилие в системе образования

Ненасилие в системе образования

Астрид ЛиндгренХочу начать эту статью со слов Астрид Линдгрен, у которой 14 ноября был день рождения:

«Меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «больше строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости».

Астрид писала о ненасилии, ведь в 70-е ещё во многих странах Европы практиковались физические наказания.
Она проводила в пример историю одной мамы:

«Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!».

Ребенок подумал, что мама просто хочет причинить ему боль. Как тонко! Мало кому удаётся посмотреть на ситуацию глазами ребёнка.

Но насилие бывает не только физическим. Заставлять кого-то что-то делать против его воли - это тоже насилие.
А заставлять кого-либо делать то, что он не может, еще и наказывать за это - это насилие в квадрате.

Об этом новый закон о дошкольном образовании. Это очередная легализация насилия и подчинение свободной воли.

Нам нужно найти свои камни и положить на самое видное место в Монтессори-классах, в педагогических вузах, в государственной думе.

И даже если мы не сможем повлиять на курс, который выбирала власть в нашей стране, «то что мы можем сделать у себя дома, так это показать им, что есть и другой путь прожить нашу жизнь — и это любовь и понимание».

Астрид Линдгрен

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

15.11.2022

Комментарии

  • Анастасия
    спасибо!
  • Юлия
    Уточните, пожалуйста, в каком пункте проекта идёт речь про наказание, о котором вы пишете, за то, что ребенок не делает что-то на занятиях.
    Международный институт Монтессори-педагогики
    Здравствуйте, Юлия.

    Ни в каком.
    Ребенок в дошкольном возрасте не способен соответствовать предписаниям данной программы.
    И как следствие, многие дети не смогут соблюдать регламент.
    И педагоги будут использовать различные способы влияния на детей, чтобы они слушались.
    Достаточно часто тут возникают наказания.

    За невозможностью ребёнком просидеть 20 мин на уроке, последует попытка заставить ребёнка поучаствовать в нем.
    Если нет интереса ребёнка, то это можно сделать с помощью двух методов, используемых в государственной системе образования:
    1. Позитивное подкрепление
    - похвала
    - оценки (звездочки) и т.д.
    2. Негативное подкрепление
    - упреки
    - сравнение с другими (все занимаются, а ты нет).
    - давление ( у нас сейчас урок, все дети должны заниматься).
    - пересаживание на отдельный стульчик ( посиди тут, чтобы не мешать).
    - угрозы (если ты будешь мешать, я тебя выгоню из класса).
    - могут быть еще более травмирующие действия педагогов.
    Даже выговоры и упреки - уже наказание для ребёнка. И могут быть травмирующими для его психики, если происходят регулярно.

    Богданов Павел.
  • Полина
    Какая важная мысль про камень. Спасибо!

Написать комментарий