Монтессори дома

29/10/2018
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества (AMS)

Вы когда-нибудь удивлялись необыкновенному порядку в монтессори-классе? Ваш ребенок говорил вам, что в школе он сам себе наливает сок? Замечали, что ребенок убирает вещи на свои места, даже если вы не просите его об этом?

Любовь к порядку, независимость и самомотивация - вот на чем основан монтессори-метод. Тщательно организованные монтессори-классы вырабатывают у учеников привычку самостоятельно заботиться о себе и своих вещах. Из чувства гордости «я сделал это сам» рождается уверенность в своих силах и готовность покорить этот мир. 

Привнести принципы монтессори-педагогики в свой дом - значит создать связующее звено с тем, что ребенок учит в школе. Вот несколько способов построить эту связь. 

Создать организованную среду

Каждый предмет должен иметь свое место и лежать так, чтобы ребенок без помощи взрослых мог им воспользоваться. Такой порядок поощряет одновременно независимость и самодисциплину. Дети знают, где взять то, что им нужно и куда вернуть предмет, когда они закончили с ним работу. Также организованная среда имеет меньше отвлекающих факторов, что позволяет детям лучше сосредоточиться на текущей работе. 

Чтобы сделать предметы доступными для вашего ребенка:

  • отведите нижние полки для детской одежды;
  • поставьте перед раковиной ступеньку на кухне и в ванной;
  • разложите игрушки и монтессори-материалы на нижних полках на видном месте, для каждого предмета определите его место. Более мелкие детали можно сложить в ящики или корзины разложив их по категориям;
  • еду для ребенка всегда кладите вниз холодильника;
  • напитки переливайте в маленькие легкие емкости, храните их также на нижних полках. Чашки держите в пределах досягаемости для ребенка. Удобно будет положить рядом губку, чтобы малыш мог сам за собой убрать, если что-то разольет.

Упражнения практической жизни 

Монтессори-ученики учатся самостоятельно заботиться о себе, поддерживать порядок в классе и быть внимательными к окружающим. Они моют посуду, раскладывают материалы по полкам, готовят еду и помогают младшим товарищам. Кроме того, что дети приобретают навыки практической жизни, они приучаются видеть себя ценными членами общества. 

Привлечение ребенка к помощи по дому принесет такие же плоды. Выделите время и покажите отдельно, как нужно выполнять то или иное действие. Дайте ребенку возможность повторить это действие столько раз, сколько ему потребуется. Каждый приобретенный ребенком навык добавляет ему уверенности и повышает самооценку. 

Маленькие дети могут, например, чистить овощи, складывать одежду, заботиться о животных. Подростки могут сортировать почту и готовить вещи для переработки. Взрослые дети могут готовить ужин на всю семью, читать младшим братьям и сестрам, помогать с эксплуатацией компьютера, делать мелкий ремонт по дому и самостоятельно управлять своим банковским счетом. 

Повышать концентрацию 

Способность концентрироваться - необходимый навык в учебе. Вы можете помочь своему ребенку развить его способность к концентрации, но сначала определите, что вызывает у него интерес. Подготовьте монтессори-материалы и позвольте ребенку работать с ними сколько потребуется. Не прерывайте его. 

Хотя рабочее пространство ребенка должно быть свободно от отвлекающих факторов, это не значит, что оно должно быть изолировано от других членов семьи. Некоторые дети предпочитают работать за кухонным столом или в уютном уголке гостиной вместо того, чтобы закрыться в своей комнате. Понаблюдайте за реакцией вашего ребенка на разную окружающую обстановку и сделайте соответствующие выводы. 

Пробуждение внутренней мотивации

Дети больше всего хотят выполнять работу, когда они чувствуют ее внутреннюю ценность. Иногда родители используют внешние поощрения для повышения мотивации, но только гордость за проделанную работу и удовольствие от процесса помогут достичь значительного эффекта. 

Монтессори-педагоги отказываются от традиционной оценки работы ребенка путем выставления отметок или предоставления привилегий. Вместо этого, они фокусируются на пробуждении у каждого ребенка его внутреннего стремления к развитию. Даже похвала дается в небольшом объеме - чтобы поощрять усилия ребенка, а не результат работы. 

Высоко оценивая именно усилия ребенка вы, как и монтессори-педагог, помогаете вашему ребенку пробудить в нем внутреннюю мотивацию, которая пригодится вашему ребенку на протяжении всей жизни.

Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества (AMS)

https://amshq.org/Family-Resources/Montessori-at-Home

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв