О насМетод монтессори → Качели настроения педагога

Качели настроения педагога

Бывает так, что вы не в ресурсе и злитесь на детей? Представьте уставшую маму, которая не справляется с плачущим ребёнком. Ребёнок кричит, а мама бросает в ход все, что можно и нельзя: угрозы, манипуляции, крики.  

Давайте представим шкалу, в которой два полюса: от идеального ресурсного педагога до орущей в изнеможении на плачущего ребёнка мамы. Основной признак, который изменяется - это эмоции взрослого.

 

Почему же состояние педагога меняется?  

Ответ прост, педагог не справляется, поэтому переходит от педагогического воздействия к эмоциональному давлению. Есть определённое поведение детей, с которым справляться сложнее. Например, истерики или агрессия. Кому-то из педагогов может быть тяжело с ребёнком-выскочкой, а кому-то другому может быть тяжело с молчаливыми детьми. Я к тому, что педагогов могут по-разному триггерить разные дети. В одном мы, педагоги, едины - всем сложно с шумным агрессивным поведением и истериками. 

 

Практические советы для поддержания баланса: 

  1. Отслеживать своё состояние. Если вы не в ресурсе, то сделайте паузу, по возможности передайте детей другому педагогу.  

 2. Если вы часто не в ресурсе, то нужно найти причины. Сходите к психологу и на супервизию. 

 3. Если вы чувствуете, что сейчас во взаимодействии с детьми или родителями что-то не так, то можно сделать упражнение (ниже).

Качели педагога 

Предлагаю упражнение из АКТ (терапия принятия и ответственности). Его можно делать в любую свободную минуту, например, когда вы идёте на работу.

• Заметьте, что вы здесь и сейчас, что вы осознаете то, что происходит вокруг. Посмотрите по сторонам, прислушайтесь, ощутите своё тело.

• Думая о предстоящей встрече с ребёнком или с родителем, поищите в памяти – в прошлом или в детстве, если можете пройти так далеко, – нечто похожее на его поведение. Может, как вы вели себя похожим образом. Просто позвольте воспоминанию всплыть, а затем несколько минут наблюдайте его. Отметьте для себя, кто ещё был там и что вы тогда делали/чувствовали/думали.

• Попробуйте ощутить все, что вы ощущали тогда, не просто вспомнить, а попытаться прожить те чувства. 

• Представьте ребёнка или взрослого, с которым вы встретитесь. Представьте, где он может быть в этот момент. Представь то, что он в данный момент видит, слышит, что делает.

• Что этот человек может чувствовать? Предоставьте себе возможность почувствовать это.

• О чем этот человек может думать? Подумайте об этом.

• Что может беспокоить этого человека? Отметьте его беспокойство.

• Что вашему собеседнику глубоко небезразлично? Сможете ли вы это почувствовать?

• О чем может беспокоиться этот человек по поводу предстоящей встречи с вами? Посмотрите, сможете ли вы почувствовать это. 

• Теперь вновь вернитесь в настоящее. Что больше всего беспокоит вас в предстоящей встрече?

• Затем, когда вы окажетесь в настоящем моменте, подумайте вот о чем: сейчас происходит нечто важное. Встреча важна как вам, так и ребёнку. Этот ребёнок попался вам не просто так на педагогическом пути, вы можете как много дать ему, так и много взять для себя.

 

Это упражнение хорошо развивает эмпатию и помогает наладить контакт. А ещё позволяет больше внимания уделить своим чувствам. Возможно, вам придут инсайты о том, почему именно этот ребёнок или взрослый так сильно выводит вас из себя. Это позволит стать более устойчивым в своём эмоциональном состоянии.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

13.09.2022

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий