Отрывок из произведения А.Дистервега

02/09/2013
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790—1866). Немецкий педагог, доктор философии, директор учительских семинарий. Разделял идеи общечеловеческого воспитания, задачи школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан.

    …С давних пор важной задачей глубочайших мыслителей и просветителей человеческого рода было верное определение цели или назначения человеческой жизни. Оно имеет исключительно большое значение. Если мы ошибаемся в понимании своего назначения, то не выполним задачи своей жизни и не сделаемся тем, кем должны быть...

      У человека, который проникнут гуманностью и ясно сознает свое великое назначение, твердо и непоколебимо решение посвятить свою жизнь на служение истине и добру и осуществить эту истину, не жалея своих сил, не останавливаясь ни перед какими препятствиями и трудностями...

      Он (учитель) должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя; он должен воспитать и других. Он избрал дело воспитания и образования своим жизненным призванием. Задача самовоспитания в течение всей жизни приобретает благодаря этому еще более высокое значение. Он хочет других направить по правильному пути, пробудить в других стремление к истине и добру, в других добиться высшего развития задатков и сил; поэтому он должен прежде всего развить эти прекрасные качества в самом себе. Он убежден, т. е. это не значит, что он это слышал или этому учился, что он это рассматривает как приказ извне, которому он должен подчиниться, но это стало для него внутренней правдой, которая неразрывно связана со всем его существом, с его мышлением и волей; это стало его собственным «я», без которого он не мог бы жить, думать, желать, как настоящий человек.

      Он убежден в следующем:

      1. Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.

      2. Он лишь в той степени и мере может оказывать воспитательное и образовательное влияние на других и неизбежно его оказывает, в какой сам причастен к воспитанию и образованию, — в какой сделал их своим достоянием.

      3. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием...

      Возбуждать и развивать чувства, делать их близкими и дорогими,

превращать их в духовное достояние, пробуждать готовность к стремлениям и действиям и образовывать характер может только тот, кто обладает этими духовными благами, а не кто иной...

      Слово только тогда сильно и хорошо, когда оно свидетельствует

о действительности. Поэтому правила для воспитателя гласят: будь сам воспитан в широком смысле слова, — и тогда ты неизбежно сделаешься воспитателем в истинном смысле слова; стремись к самообразованию также тогда, когда работаешь над образованием других, в пределах этой деятельности и за пределами ее. Пусть школа будет школой для самого тебя; пусть вся жизнь, любое обстоятельство и положение послужит поводом к твоему собственному воспитанию и образованию... 

     Советы, которых должен придерживаться учитель:

     1. Разработай, изучи предмет, который тебе предстоит излагать, объяснять, преподавать, во всех его частях и во всем его объеме!

     2. Положи в основу своего преподавания какое-нибудь печатное руководство, но не пользуйся им при всяком случае во время самого преподавания!

     3. Приучайся к тщательной подготовке и детальной разработке каждого отдела, каждого урока!

     4. Записывай в особую тетрадь замечания, добавления, наблюдения, которые тебе удается сделать во время преподавания!

     5. Изучай, после того как ты вполне усвоил положенное в основу твоего преподавания руководство, другие руководства и сочинения, посвященные тому же предмету!

     6. Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям твоих учеников!

     7. Изучай, наконец, постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития... 

     О самосознании учителя

      Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила

его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.

      Профессия налагает на человека определенный отпечаток... Нам приятно встретить подлинного врача в человеке, избравшем себе врачебную профессию; нас радуют своеобразные особенности моряка, воина, поэта. И мы, надо надеяться, будем радоваться и своеобразным особенностям учителя. Его служебная деятельность и профессия придают ему определенный отпечаток, развивают в нем особое мировоззрение и особое отношение к людям, делают из него своеобразную личность...

       Учительское самосознание заключается в высоком мнении учителя о достоинстве и значении своей профессии.

       Что сталось бы с народом, с обществом, с государством без его тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все сделать, но он закладывает основы всему и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство...

       Кто не сознает значения своей профессии, не ценит его высоко, тот немного сделает как учитель, т. е. не выполнит своего назначения учителя и человека, а следовательно, не оправдает своего существования.

       Самосознание учителя состоит в правильном отношении к ученикам и родителям.

       Подлинный учитель — самый лучший, самый верный друг родителей. Они не видят и не слышат его, но они ощущают его действия, его намерения, его труд.

       Самосознание учителя заключается в сознании, что ему необходимо пополнять знания и совершенствовать умения.

      Кто стал телом и душой учителем... — только тот может питать пламенное желание не отстать от прогрессивного развития педагогики как в теории, так и на практике.

      Самосознание учителя состоит в сознании, что ему необходимо принимать участие в событиях своего времени, его движущих силах.

      Характер воспитания должен изменяться вместе с жизнью... Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Жалок каждый человек, отставший от своего времени; появление же учителя молодежи, который сам живет в прошлом, возбуждает лишь сострадание всех людей, живущих в ногу со своим временем и мыслящих в согласии со своими современниками.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв