Блиц-обзор педагогических систем

13/05/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

За всю историю человечества было придумано множество педагогических систем и подходов. В каждом подходе есть свои особенности, свои плюсы и минусы.

Интересно, что каждая семья может, не замечая того, придерживается того или иного подхода. 

Данный обзор составлен для того, чтобы помочь определиться со взглядами на педагогику.

Я не претендую на всесторонний обзор, но хотелось рассмотреть по одной ключевой идеи из каждого подхода, чтобы можно было сравнить педагогические подходы между собой, обнаружить общие черты и различия.

Педагогические системы:

 1. Сократ «С ними нужно спорить»! Ребёнка нужно переспорить, родитель должен уметь логически убедить ребёнка.

 2. Платон «Восторг и образование - одно»! Связь знаний и интереса, эмоционального фона.

 3. Аристотель «Единство физического, нравственного, умственного. Единство семейного и государственного». Разностороннее обучение. Похоже на современную школу.

 4. Спарта «Выносливость, послушание, стремление победить». Так учат спортсменов.

 5. Средневековое христианское образование. «Схоластика, догматизм, механическое заучивание». Спарта без борьбы или стишки для деда мороза.

 6. Возрождение «Назад к грекам»! Снова Аристотель

 7. Ян Каменский

 ⁃ учитываем индивидуальные склонности ученика, возраст

 ⁃ знания д.б. взаимосвязаны

 ⁃ дети  разные - индивидуальная программа

 ⁃ приоритет удовольствия над наказанием

 8. Жан Жак Руссо

 ⁃ ребёнок активный участник учебного процесса

 ⁃ Труд это хорошо!

 9. И. Г. Песталоцци «Аристотель + труд».

 10. А. Дистервег Культуры влияют на педагогический процесс. Школа должна быть светской.

 11. Л.Н.Толстой «Детей надо ещё и любить»!

 12. К.Д.Ушинский «Знать человека во всех отношениях»! Учёт психологических механизмов, памяти, внимания, особенностей мышления, физиологического состояния ребёнка.

 13. Р. Штейнер Вальдорфская педагогика. «Не торопитесь воспитывать ребёнка, пусть делает, что хочет… нужно дать ребёнку свободу от требований и от хозяйственной деятельности..»

 14. Педология С.Холл «Развитие человека повторяет развитие рода». Успешное воспитание - развитие интеллекта

 15. М.Монтессори Разнообразная среда. Возрастные особенности. Сенситивные периоды. Доверяем выбору ребёнка.

 16. А.С.Макаренко  «Педагог - ядро коллектива. Коллектив - лучший учитель»! Социум формирует личность, реакция социума не бывает случайной.

 17. Джон Дьюи Прагматизм. Бережное отношение к ребёнку. Сопереживание и учёт интересов каждого. Ребёнок должен хорошо учиться - а зачем? Счастливый человек - цель.

 18. Георг Кершенштейнер Гражданское воспитание. Труд полезен детям.

 

Кого бы вы ещё добавили и как коротко бы охарактеризовали?

А может про кого-либо вы бы написали иначе?

Напишите в комментарии.

 

На примере этих педагогических систем мы можем посмотреть как появлялись новые идеи и менялись подходы. Например, можно посмотреть как меняется отношение к детям по шкалам:

 1. Индивидуальное - коллективное

 2. Разнообразное - узконаправленное образование

 3. Свобода - подчинение

 4. Значимость труда

 5. Учёт индивидуальных особенностей

 

Можно разделить эти парадигмы на 3 группы по ценностям: 

 1. Важнее всего индивидуальное развитие ребёнка

 2. Важнее всего всестороннее развитие ребёнка

 3. Важнее всего социальное развитие ребёнка.

Понятно, что все эти сферы учитываются в каждой парадигме. Но куда ставится акцент? И если родители видят одни ценности. Например, всестороннее развитие ребёнка, то тяжело будет их убедить в важности индивидуального подхода или в том, что сейчас важна адаптация и социализация. Ответом всегда будет: «да, это замечательно, но … когда же мой ребёнок уже начнёт много заниматься математикой».

Конечно, мы гуманисты и мы смотрим на педагогический процесс, исходя из того метода, в котором мы работаем, но и у родителей может быть свой взгляд. За нашими плечами, например, может стоять Монтессори, а за плечами папы, который хочет, чтобы его ребёнок и считал, и писал и занимался борьбой - Аристотель. И наша задача, как педагога, рассказать какие цели и приоритеты мы ставим и узнать подходят ли они родителям.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв