5 помех успешной работе педагога
Основная деятельность педагога - это работа с детьми. А не вечное решение проблем с администрацией, согласны?
Очень важно, чтобы педагог был с целиком с детьми, чтобы его мысли, эмоции, были связаны с классом.
Давайте назовем пять моментов, заставляющих тратить время и нервы педагогов:
1. Чистота в классе и работа уборщиком.
Учитель занимается организацией среды. Он/она планирует Монтессори-класс, расставляет и меняет материалы, создаёт новые материалы.
Придумывает, как сделать, чтобы весь класс от кухни до раздевалки провоцировал ребёнка на развитие.
Учитель поддерживает класс в порядке и благополучии.
Но:
⁃ учитель не должен выполнять все функции уборщицы;
⁃ учитель не должен нести материальную ответственность за класс.
Если дети нарисуют на стенах, засорят унитаз, сломают/ потеряют материалы администрация не должна спрашивать эти убытки с педагогов.
2. Токсичное влияние на личность педагога.
Учитель, как и психолог, работает используя такой инструмент, как личность.
Наша личность - это собирательное понятие.
Грубо говоря: как мы себя чувствуем, что думаем, что делаем, общаясь с другими людьми - это и составляет нашу личность.
Так вот, педагог, общаясь с детьми, влияет на формирование их личности. И влияет своей личностью! Своими реакциями, словами, действиями.
Поэтому для решения всех острых моментов должно быть свое место и время. И все должно проходить уважительно и экологично.
Нужно заботиться о том, чтобы педагог всегда был в ресурсе, бодрым и в хорошем настроении. Педагог должен беречь себя, а администрация педагога.
Если, придя на работу, педагог выслушивает от руководства только критику, а потом идёт к детям, то его состояние ухудшается и польза от его работы сильно падает.
Если администрация общается с педагогами неуважительно, то это повод задуматься о смене места работы для всего коллектива.
3. Проблемы с выплатой зарплаты.
Финансовая стабильность - это очень важно. Наши базовые потребности должны удовлетворяться, они влияют на все остальное.
Если руководство задерживает выплату зарплаты, меняет договоренности, вводит штрафы, то у педагога нет финансовой стабильности. А если нет финансовой стабильности, то подрываются основы безопасности.
Педагог не должен позволять такому происходить. Невыход на работу, это минимум, что можно сделать.
Я знал многие коллективы, где одной части сотрудников стабильно задерживали зарплаты, а другой - тем, кто реагировал решительнее, все выплачивали стабильно и вовремя.
4. Чрезмерная нагрузка.
У педагога должна быть допустимая нагрузка. С работы он должен возвращаться в приподнятом настроении, с силами проводить свой досуг. На одного педагога не должно быть больше 7 детей*. Если в группе появляется ребёнок с особенностями, то к нему должен быть представлен тьютор. Раз в пару месяцев должна проходить диагностика на предмет выгорания. Труд учителя должен оплачиваться так, чтобы учителю не приходилось работать круглые сутки, иначе идёт потеря качества. А акцент надо ставить не на то, чтобы закрыть группу человека-часами, а на качество учебного процесса!
5. Администрация и педагоги должны быть командой.
В случае трудных ситуаций с детьми и родителями администрация должна быть на стороне педагога. Администрация должна прислушиваться к словам педагога. Не брать детей в группу, если педагог не даёт согласия. Не договариваться с родителями о педагогическом процессе без уведомления педагога. Педагог и администрация должны работать как команда.
Это 5 базовых моментов. Если они не соблюдаются, то педагогу стоит задуматься о смене места работы. Хватит работать там, где вас не ценят и не удовлетворяют базовые вещи!
Интересно было бы прочитать подобную статью, но с точки зрения администрации. Ведь педагоги тоже бывают разные.
----
*{комментарии}
В каждом классе могут быть свои особенности, универсальной схемы нет, но +- можем отталкиваться от таких цифр:
1. Группа тоддлер. На одного взрослого рассчитываем 5-7 детей. В идеале 5 детей, но в случае форс-мажора - увеличивается до 7 детей.
2. Класс 3-6. Если в нём до 26 детей, то для нормальной работы достаточно 1 педагога и 1 ассистента. А если это билингвальный класс, то добавляется говорящий на втором языке ассистент. Т.е. всего 3 взрослых.
3. Класс 6-12. Монтессори говорила о 30+ детей на одного педагога. Добавим туда хорошего ассистента и это вполне достаточно для нормальной работы. Чем больше взрослых и меньше детей - усилий надо будет вкладывать больше. Но 35+ детей - это уже много, после этого количества работа тоже поползет вниз.
Это не значит, что всегда строго именно такое количество педагогов/ассистентов и детей. Состав группы может меняться, и в разные моменты времени ассистентов и/или педагогов может быть больше или меньше.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
29.11.2022
Комментарии
Я работала на группе в разных позициях. И могу понять боли и те, и другие. Хороший тезис: «Администрация и педагоги должны быть командой».Но в статье расшифровывается это так: администрация должна прислушиваться к словам педагога.
Не лучше ли вместе выстраивать стратегию развития, понимать в том числе финансовые возможности, педагогические и методические возможности, совместно строить политику в отношении родителей?
Ну, а про количество детей, конечно, надо уточнять возраст. Ранний возраст - да, 5-7 детей на одного взрослого. Но если мы хотим создать полноценно работающую группу самостоятельных детей-дошкольников, то их должно быть значительно больше
Спасибо за ваш комментарий, мы обратили на это внимание и добавили комментарий к статье. Вы правы, это достаточно сложный вопрос. Каждый центр уникален, у каждой группы свои особенности, но исходя из рекомендаций самой Марии Монтессори и нашего опыта работы мы ориентируемся на такие цифры:
1. Группа тоддлер. На одного взрослого рассчитываем 5-7 детей. В идеале 5 детей, но в случае форс-мажора - увеличивается до 7 детей.
2. Класс 3-6. Если в нём до 26 детей, то для нормальной работы достаточно 1 педагога и 1 ассистента. А если это билингвальный класс, то добавляется говорящий на втором языке ассистент. Т.е. всего 3 взрослых.
3. Класс 6-12. Монтессори говорила о 30+ детей на одного педагога. Добавим туда хорошего ассистента и это вполне достаточно для нормальной работы. Чем больше взрослых и меньше детей - усилий надо будет вкладывать больше. Но 35+ детей - это уже много, после этого количества работа тоже поползет вниз.