Несколько советов учителям, 1924

11/09/2013
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Статья Марии Монтессори. Перевод Смирновой Надежды.

Предвосхищая некоторые вопросы, которые обязательно мне зададут, я дам некоторые рекомендации по поводу ошибок, которые я наблюдала во время моих визитов в монтессори-школы.  
Эти ошибки, незаметные и скорее психологического нежели технического свойства, очень незначительны, но они из тех, что затрудняют полное и гармоничное развитие, которого каждый учитель хотел бы достичь в своем классе, и именно в силу своей несущественности они с трудом обнаруживаются и преодолеваются.

Среда
 
Учитель должен посвятить себя обеспечению класса привлекательной подготовленной средой: он должен постоянно думать о среде, поскольку в значительной мере от этого зависит результат.

Поэтому учитель должен:
 
a)  содержать дидактический развивающий материал в совершенном порядке. В ином случае дети не будут им интересоваться, а если не будут — материал станет бесполезным, поскольку монтессори-метод по сути своей основан на спонтанной активности детей, которая возникает из интереса ребенка к материалу.
 
b)  убедитесь, что каждый предмет, используемый ребенком, имеет свое место, доступное для него. Так, простые и цветные карандаши, бумага, ручки, чернила и т.п. должны быть размещены таким образом, чтобы ребенок мог их взять упорядоченным образом без помощи учителя. Порядок, в котором содержатся предметы, обучает порядку ребенка.

Учитель, таким образом, должен быть в большей степени занят средой, чем ребенком, и должен позволить первой обучать второго. 
К примеру, если для каждой метелки будет предусмотрен 
способ хранения, не повреждающий щетину, для каждого полотенца свой крючок, так что влажные полотенца будут висеть в нужном месте, ребенок заинтересуется этим порядком и освоит его.
 

Упражнения практической жизни
 
Должны существовать упражнения практической жизни для всех детей, усложняющиеся в соответствии с возрастом от простых к сложным и к комплексным.
Каждый учитель должен изучать, чтобы решить, какие упражнения практической жизни интересны и возможны в его подготовленной среде и сделать их перечень; поскольку остальные материалы точно определены, упражнения практической жизни – нет. 

Они меняются в зависимости от среды, но всегда остаются очень важной частью работы, поскольку они заменяют формальную гимнастику, имеющуюся в других образовательных методах. Поэтому они должны быть интересными и требующими реальных усилий.

Упражнения практической жизни должны производиться там, где они необходимы, независимо от времени и не в соответствии с утвержденным расписанием. 
Например, дети должны мыть руки, когда они грязные, подметать пол, когда там есть что подметать и т.п. 
Многие возразят, что если детям позволить, они не будут делать ничего, кроме упражнений практической жизни и рисования. 
Это неправда, и если происходит именно так, то только потому, что учитель не смог презентовать материалы достаточно интересно или упражнения, предложенные им ребенку либо слишком просты, либо слишком сложны для него.

Учитель не должен корректировать это запрещением каких-либо упражнений или разрешением их только в течение определенного времени дня, но он должен позволять ребенку выполнять ту работу, которая его привлекает, хоть целый день, если он этого хочет;
Учитель должен просто сделать и другую работу настолько привлекательной, чтобы дети не захотели заниматься исключительно одним делом.

Но если ребенок всецело посвящает себя определенной работе, учителю не стоит паниковать: это то, что мы называем «взрывом», и эта продолжительная приверженность к определенному упражнению, будучи концентрированной и спонтанной, всегда ведет к превосходным результатам. Учитель должен очень хорошо знать, как презентовать ребенку упражнения практической жизни: показывать с абсолютной ясностью в каждой детали, но потом оставить ребенка самостоятельно совершенствоваться в этом;
он не должен поправлять ребенка, даже если тот делает что-то неправильно. Что действительно важно – так это то, что ребенок все делает самостоятельно, без слова, без помощи, без взгляда со стороны учителя.
Он должен дать свой урок, посеять семена и исчезнуть; наблюдая и ожидая, но не вмешиваясь.
 
Вмешательство учителя

 
Многие учителя вмешиваются, чтобы ... посоветовать или похвалить ребенка, когда в этом нет необходимости, и, наоборот...  Учитель никогда не должен вмешиваться в действие, если побудительный импульс к нему хорош, ни со своими подходами, ни с помощью, ни с уроком или поправкой. Он может разрушить этот добрый импульс своим вмешательством; или как минимум заставит истинное «я» ребенка замкнуться в себе, как улитка в своей раковине.

Я приведу несколько примеров, чтобы подтвердить этот факт:
 
a) Ребенок бежит встретить человека и приветствует его эмоционально, но ужасно. Если учитель решит воспользоваться этим поводом, чтобы исправить ребенка и показать ему, как можно поприветствовать кого-либо, ребенок будет травмирован или по крайней мере смущен, и он еще долго не сможет приветствовать кого-либо с такой искренностью. Если же учитель поймет, что не научил ребенка, как это можно сделать, он подготовит увлекательный урок о разных способах приветствия других людей и через несколько дней проведет этот урок с ребенком. И тот не будет чувствовать себя ущемленным, с удовольствием осваивая вежливые способы приветствия, не теряя своей эмоциональности и энтузиазма.

b) Ребенок хочет вымыть маленький стол: не зная, как это делается, он делает это неправильно. Учитель пользуется случаем, чтобы показать, как это делают. Ребенок теряет интерес; поглядывая вокруг, он пару раз потер стол и отошел от него. Если бы учитель подождал, ребенок сам смог бы открыть для себя, как мыть стол, и он бы усовершенствовал свои действия.  В любом случае, учителю стоило выбрать другое время для проведения урока: дождаться подходящей ситуации без риска разрушить положительный импульс. 

c) Ребенок недавно поступил в школу: он маленький и очень застенчивый. Поэтому до сих пор он оставался почти неподвижным, посматривал вокруг, ничем не интересуясь. Сегодня он встал и очень медленно, как будто крадучись, пошел выбрать материал. Учительница увидела это, радостно подошла к нему и подбодрила его несколькими словами. Ребенок почувствовал себя застигнутым, замер, испугавшись поддержки так же, как если бы это был выговор. Он краснеет, возвращается подавленно за свой стол, кладет материал и сидит, ничего с ним не делая. Возможно, еще месяц ребенок ничего не будет делать и будет сидеть, глядя по сторонам, еще более несчастный и застенчивый, чем раньше.

d) Агрессивный и грубый ребенок ведет себя очень бережно по отношению к другому ребенку. Если учитель, заметив это, продемонстрирует свою поддержку и поощрит его продолжать в том же духе, ребенок может почувствовать неловкость от своего первого проявления доброты (которое для него может казаться слабостью) и сделает все, чтобы скрыть это, становясь еще более грубым, чем до того. Если же вместо этого учитель сделает вид, что ничего не заметил, ребенок почувствует истинное удовольствие от этих небольших незаметных проявлений доброты  и будет развивать это качество через упражнения. Учитель должен вмешиваться и останавливать ребенка, когда он делает что-нибудь грубое или небрежное, не имеющее доброго импульса и не ведущее к совершенствованию; например, когда он:

  • проходит перед кем-либо, не спрашивая разрешения;
  • волочет свой стул по полу, вместо того, чтобы перенести его;
  • хлопает дверью;
  • бросает бумагу на пол вместо мусорной корзины;
  • не убирает со стола по окончании своей работы. 

 Учитель никогда не должен оставлять ни одно из этих действий незамеченным. Он должен сразу же сказать ребенку, но только так, чтобы это мог слышать только он:  «Когда ты проходишь перед кем-то, надо спрашивать разрешения»  или «Стулья носят так». Этим вещам обучают обычно маленьких детей в небольших группах. Учителю следует вмешаться до того, как происходит беспорядок, а не после. Он должен также останавливать бессмысленные действия, даже если они пока не являются беспорядочными, потому что они ведут к беспорядку. Если учитель не вмешается и не направит их внимание на что-то интересное и интеллектуальное, через несколько минут присоединится еще один ребенок, и возникнет большой беспорядок. Или, вместо того, чтобы мыть руки, ребенок играет с водой. Если учитель не вмешивается, ребенок начинает брызгать водой в других детей, которые в свою очередь, ему отвечают тем же, создавая большой беспорядок в классе. Я наблюдала эти вещи, одну там, другую здесь, по разным поводам и с разными людьми. Эти предложения обычно вносили большие улучшения в работе класса. С большие изумлением некоторые учителя говорили мне, что они никогда не могли предположить, что такие мелочи могут приводить к таким ощутимым результатам. Но в действительности именно мелочи делают посредственную работу шедевром.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв